К такому выводу пришли эксперты Энергетического центра бизнес-школы Сколково, представившие 18 апреля в рамках Национального Нефтегазового Форума результаты исследования «Трансформирующийся глобальный рынок СПГ: как России не упустить окно возможностей?».
Аналитики отмечают, что под давлением усиливающейся конкуренции рынок становится более гибким, изменения контрактов на поставку СПГ идут сразу по четырем направлениям: сокращение длительности контрактов, снижение их объемов, отмена условия «destination clause» и уход от исключительно нефтяной привязки в пользу смешанного ценообразования с привязкой «газ-газ», которая в свою очередь может выражаться к привязке к ценам Henry Hub, европейских бирж и ценовым индикаторам на азиатском рынке СПГ.
Чтобы выдержать конкурентную борьбу, компании начинают настоящую битву за снижение затрат – только производители с наиболее низкими затратами могут чувствовать себя уверенно на этом крайне изменчивом рынке.
— Рынок СПГ становится все более сложным и гибким, все более похожим на нефтяной. В этих условиях России, планирующей занять сильные позиции на мировом рынке СПГ, необходимо искать новые возможности для адаптации и повышения эффективности: сокращать затраты, внедрять новые технологии и оптимизировать логистику, выстраивать особые отношения с импортерами, — комментирует директор Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Татьяна Митрова. — Ставки высоки, нацелившихся на этот рынок много, но успеха добьется только тот, кто сможет наиболее эффективно работать и предложить покупателям самые привлекательные условия. Адаптивность, креативность, скорость – вот ключ к успеху на этом трансформирующемся рынке.
Действительно, компании, работающие на рынке СПГ, пытаются найти новые способы снижения рисков, что ведет к появлению новых бизнес-моделей. Едва ли не главным направлением становится развитие портфельных игроков, выстраивающих гибкие цепочки в глобальном масштабе. Участник рынка с разнообразным портфелем проектов в upstream и с возможностями выхода на разные рынки downstream получает не только диверсификацию рисков как предложения, так и спроса, но и возможность оптимизации транспортных затрат в глобальном масштабе.
Одновременно, в условиях борьбы за потребителя, трейдеры и производители СПГ начинают инвестировать в downstream инфраструктуру импортёров СПГ, с тем, чтобы создать дополнительный спрос на газ и закрепиться на новых рынках, выстраивая «особые» отношения с покупателями.
|