-->
Власти греческого Кипра подозревают дочернюю компанию ЛУКОЙЛа Lukoil Cyprus Ltd. в нарушении правил честной конкуренции на кипрском рынке бензина и дизельного топлива. Если подозрения подтвердятся, компании грозит штраф. Однако российские аналитики считают, что даже при самом негативном исходе прибыли ЛУКОЙЛа серьезно не пострадают.
Помимо России сеть ЛУКОЙЛа по розничной продаже топлива охватывает 16 стран мира, в том числе страны СНГ (Белоруссия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Грузия), США и государства Европы (Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Сербия, Венгрия, Румыния, Болгария, Кипр), и насчитывает более 5,5 тыс. автозаправочных станций. Сеть АЗС ЛУКОЙЛа на Кипре включает 30 станций, что, по оценкам компании, составляет около 12% рынка розничной продажи топлива в этой стране.
Как сообщила газета Cyprus Mail, Комиссия по защите конкуренции Республики Кипр заинтересовалась деятельностью четырех нефтяных компаний, которые делят между собой рынок действующих в стране АЗС. Это Petrolina Holdings Ltd., ExxonMobil Cyprus Ltd., Hellenic Petroleum Cyprus Ltd. и Lukoil Cyprus Ltd. Члены комиссии предполагают, что игроки рынка нарушали правила свободной конкуренции, договариваясь друг с другом и с розничными продавцами топлива об установлении одинаковых цен на 95-й и 98-й бензины, а также на дизель с пониженным содержанием серы.
Lukoil Cyprus Ltd. опровергла все обвинения Комиссии по защите конкуренции. «Подобные заявления не соответствуют действительности. Мы не заключали никаких соглашений — ни в письменном виде, ни в устном — с нашими конкурентами по поводу фиксации цен. Наши цены основываются на рыночной реальности», — сообщила представитель компании в интервью ИТАР-ТАСС.
Комиссия по защите конкуренции Республики Кипр была создана в 1990 году в рамках Министерства торговли страны, однако спустя десять лет получила право проводить расследования независимо от этого ведомства. Вскоре после появления информации о начале расследования деятельности нефтяных компаний министр торговли Антонис Михаилидис заявил, что его гораздо больше интересуют не договоренности между сетями АЗС, а несоответствие их цен на топливо мировым расценкам.
В настоящее время Республика Кипр входит в число стран Евросоюза с наиболее низкими ценами на бензин и дизель, что обусловлено льготной тарифной политикой государства. Однако поскольку мировые цены на нефть растут, власти страны собираются ослабить контроль за ценообразованием. Между тем повышение цен на бензин и дизель может сильно ударить по интересам жителей греческого Кипра, подавляющее большинство которых пользуется личным автотранспортом.
Если будут выявлены доказательства монополистического сговора между компаниями-владельцами кипрских АЗС, всем четырем сетям заправок грозит штраф в размере до 10% оборота, заявил журналистам глава Комиссии по защите конкуренции Гиоргос Христофидес.
Однако аналитик по нефти и газу ИК «Атон» Артем Кончин напоминает, что у ЛУКОЙЛа есть разветвленная сеть АЗС в Америке и Восточной Европе и рынок розничной продажи нефтепродуктов на Кипре является далеко не самым значительным активом компании. «Поэтому санкции со стороны Комиссии по защите конкуренции существенно не отразятся на доходах ЛУКОЙЛа», — замечает он.
Эту позицию разделяет и аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кормщиков, который полагает, что если компания Lukoil Cyprus Ltd. и будет признана виновной в монополистическом сговоре с другими участниками рынка, то штраф будет чисто номинальным. «Более того, и при самом худшем сценарии — назначении штрафа в размере 10% от оборота — для ЛУКОЙЛа это будет каплей в море», — уверен он, сообщает РБК-daily.
Нефтепродукты на eOil.ru
|