"Транснефть", много лет пытавшаяся рассчитать тарифы для равноэффективного экспорта из этого региона на восток и на запад, отказалась от этой идеи. Для заполнения трубы хватит ресурсов одной Восточной Сибири, уверены в компании.
"Транснефть" отказалась от идеи равноэффективного экспорного тарифа для нефти Западной Сибири, говорится в статье начальника департамента экономики "Транснефти" Павла Серикова, опубликованной в корпоративном журнале компании. Господин Сериков напомнил, что основная идея такого тарифа заключалась в следующем: нефтяникам должно быть безразлично, куда качать нефть из Западной Сибири — на запад или на восток. Речь шла об обеспечении равной привлекательности поставок как в страны Европы, так и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, пишет "Коммерсантъ". Впервые подобный механизм был представлен еще прежним руководителем "Транснефти" Семеном Вайнштоком в 2005 году (покинул компанию в 2007 году). В первую очередь эти меры были необходимы для того, чтобы заполнить трубопровод из Восточной Сибири на Тихий океан (ВСТО). Мощность трубопровода на первом этапе — 30 млн тонн нефти в год (с учетом ответвления на Китай мощностью 15 млн тонн в год, которое пока не используется), и сырья Восточной Сибири для заполнения трубопровода не хватит, опасались в правительстве. Однако, пишет Павел Сериков, "от идеи обеспечения равной доходности нефтяным компаниям пришлось отказаться, поскольку такой подход подразумевает предоставление ими информации о стоимости добычи нефти, к чему они оказались не готовы". В "Транснефти" не поясняют, как себестоимость добычи влияет на тариф для равноэффективного экспорта. Для заполнения трубопровода будет достаточно нефти, которую добывают в Восточной Сибири, полагает глава "Транснефти" Николай Токарев. В этом году по трубопроводу предполагается перекачать 12 млн тонн нефти с Ванкорского месторождения "Роснефти" на севере Красноярского края, около 6 млн тонн с Верхнечонского (ТНК-ВР) и Талаканского ("Сургутнефтегаз"). "Роснефть" качает ванкорскую нефть по ВСТО даже с учетом того, что в других направлениях делать это выгоднее. Стоимость экспорта в ВСТО — 1,6 тыс. руб. за тонну, в Новороссийск — 1,47 тыс. руб. за тонну, в Приморск — 1,3 тыс. руб. за тонну. В "Роснефти" ситуацию не комментируют, но в начале года глава совета директоров компании, вице-премьер Игорь Сечин выступил с инициативой, чтобы льготы по освобождению от экспортной пошлины, которые распространяются и на ванкорскую нефть, применялись, только если сырье экспортируется по ВСТО, а не другими маршрутами. Пока решение об этом не принято. В следующем году, когда начнется прокачка по ответвлению на Китай, поставки с Ванкора увеличатся до 17 млн тонн в год и до 12 млн тонн возрастут поставки с Верхнечонского, Талаканского и других месторождений, которые будут введены в эксплуатацию, прогнозирует Николай Токарев. Максимальный объем добычи на Ванкоре по планам "Роснефти" должен быть достигнут к 2014 году и составит 24,8 млн тонн в год. Пока проблем с наполняемостью ВСТО не возникает, говорит аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. Тариф в восточном направлении выше, чем в западном, что компенсируется льготами по экспортным пошлинам. Но восточный тариф все равно ниже, чем рассчитывала "Транснефть" (в интервью "Ъ" Николай Токарев говорил, что себестоимость транспортировки нефти на Восток — $310 за тонну). Так что нефтяники опасались, что свои убытки компания компенсирует, увеличив тарифы в западном направлении, говорит Алексей Кокин из ИК "Метрополь". По его мнению, отказ от идеи равнодоходности может означать, что значительного роста тарифов на запад не будет.
|