Независимые трейдеры подтвердили, что из-за ремонта установки каткрекинга на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефть» фактически прекратила отпуск самых популярных марок бензина АИ-92 и АИ-95. В итоге спрос на них в соседних регионах удвоился. Если ремонт затянется, участники рынка прогнозируют рост цен на топливо. О дефиците речь пока не идет — Минэнерго говорит, что контролирует ситуацию, а накопленных запасов хватит, чтобы не допустить коллапса, пишет РБК daily.
В конце июня агентство Reuters со ссылкой на несколько источников в «Газпром нефти» и в отрасли сообщило об аварии на Московском НПЗ: вышла из строя установка каталитического крекинга. Компания эту информацию официально опровергала, но позже сообщила о «кратковременной технологической остановке каткрекинга во второй декаде июля». В графике ремонтов НПЗ, публикуемых Минэнерго, профилактика на Московском заводе не значится.
Однако независимые операторы рынка говорят, что уже ощущают на себе проблемы с покупкой бензина. «Газпром нефть» практически прекратила отпуск бензинов АИ-92 и АИ-95, рассказал заместитель генерального директора, коммерческий директор ГК «Трасса» Дмитрий Кожух. По его словам, ситуация повлекла за собой увеличение спроса на бензин в Московской и прилегающих областях, в том числе на нефтебазе «Трассы» в Электроуглях. «Отпуск нефтепродуктов на ней увеличился на 80% как в адрес независимых топливных компаний, так и в адрес ВИНК», — говорит он. Эксперты компании прогнозируют, что если производство бензинов не будет возобновлено в заявленные сроки, то вслед за ростом спроса последует и рост цен на нефтепродукты, что уже наблюдается на электронных площадках СПбМТСБ и ММТБ. За прошедшую неделю максимальный рост биржевых цен на бензин составил 800 руб. за тонну.
«Нам важно, чтобы «Газпром нефть» выполнила все взятые на себя обязательства, — говорит один из участников нефтепродуктового рынка. — По этому вопросу идут переговоры. В полном объеме компания вряд ли сможет обеспечить рынок бензином, но главное, чтобы не было приоритета собственным сбытам «Газпром нефти» перед независимыми компаниями». Другой собеседник говорит, что бензин у других производителей уже подорожал на 2000—2500 руб. за тонну. «Вопрос не в том, что бензина нет вообще, а в том, что его нет по заводским ценам», — отмечает он. По его информации, ремонт установки на московском заводе запланирован на период с 6 по 18 июля.
Представитель «Газпром нефти» сказал в пятницу, что установка на 6 июля работает в штатном режиме. Ранее в компании сообщали, что завод рассматривает возможность плановой кратковременной технологической остановки установки каткрегинга во второй декаде июля. В этом случае незначительное снижение производства бензинов АИ-92 и АИ-95 не повлияет на обеспечение рынка московского региона нефтепродуктами и при необходимости будет восполнено резервными объемами топлив, которыми располагает МНПЗ, а также поставками нефтепродуктов производства других заводов компании.
В Минэнерго заявили, что ситуация с поставками нефтепродуктов на московский рынок стабильна, предсказуема и не имеет предпосылок для возникновения дефицита. Незначительное сокращение объемов производства, связанное с проведением ремонтных работ на установке каталитического крекинга, не является существенной для московского региона и полностью покрывается поставками нефтепродуктов с НПЗ других областей. «В настоящее время в московском регионе накоплены значительные запасы топлива, полностью удовлетворяющие рыночной спрос, и составляют: АИ-92 — 12 суток, АИ-95 — 9 суток, дизель — 9 суток», — сообщили в министерстве.
Российские ВИНК готовы помочь «Газпром нефти» бензином, однако говорят, что компания не сделала им предложения о покупке топлива. «Если «Газпром нефть» обратится к ЛУКОЙЛу, мы сможем им помочь», — сказал представитель ЛУКОЙЛа. По его словам, собственные АЗС в московском регионе компания обеспечит нефтепродуктами, которые поставляются с Нижегородского НПЗ. «В случае если компании потребуется поддержка, мы сделаем все возможное для обеспечения московского рынка бензином», — сказал первый заместитель исполнительного вице-президента по переработке и торговле ТНК-ВР Амир Фейзулин. В «Роснефти» воздержались от комментариев.
По данным ИАЦ «Кортес», с начала месяца «Газпром нефть» не поставляла бензин на биржу, торговали только ТНК-ВР, «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и белорусские НПЗ. Предвидя возможные проблемы с поставкой топлива с Московского НПЗ, нефтетрейдеры стремятся запастись бензином, а ограниченность его предложения приводит к росту цен, отмечает директор по стратегическому развитию «Кортеса» Павел Строков. В случае необходимости «Газпром нефть» может купить нефтепродукты у других ВИНК напрямую или через биржу, поэтому серьезного дефицита бензина или роста цен на него на московском рынке в ближайшее время не возникнет, уверен эксперт.
Московский НПЗ (г. Москва, район Капотня) ежегодно перерабатывает до 10,5 млн т нефти, выпуская свыше 2,8 млн т бензинов, 2,7 млн т дизельного топлива. Глубина переработки составляет не менее 73,1%.
|