В начале августа стало известно, что правительство планирует провести приватизацию «Башнефти» в сентябре-октябре текущего года. В прогнозный план приватизации федерального имущества на 2016 год нефтяная компания была включена в мае, с тех пор предварительная оценка госпакета не изменилась: сейчас она составляет примерно три миллиарда долларов. Именно эту сумму называл и первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, и министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Последний, правда, добавлял, что оценка в три миллиарда долларов была дана еще в феврале и ориентировалась на рыночную цену компании, а сейчас ее котировки подросли. Покупкой ценных бумаг «Башнефти» интересуются сразу несколько компаний: «Роснефть», «Лукойл», «Татнефтегаз» и китайская CNPC. Сейчас в собственности Российской Федерации находится 50,08 процента акций, еще 25 процентов плюс одна акция принадлежат Республике Башкортостан. Последняя продавать свою долю не планирует, а предлагает консолидировать федеральный и региональный пакеты акций «Башнефти» и передать их в управление специализированной компании. На минувшей неделе Минэкономразвития направило правительству отчет о способах приватизации государственной доли компании «Башнефть». Детали документа пока не разглашаются — «до принятия правительством окончательного решения», однако «Ведомости» со ссылкой на источники сообщали, в частности, что среди условий, которые чиновники предлагают предъявить потенциальным участникам тендера, указывается, что размер выручки за 2015 год должен составлять не менее 10 миллиардов рублей. Также среди условий — регистрация компании в российской юрисдикции, отсутствие просроченной задолженности в бюджеты различного уровня, одобрение от Федеральной антимонопольной службы и готовая стратегия развития самой «Башнефти». Кроме того, в документе закреплено и заявленное ранее президентом Владимиром Путиным требование не привлекать средства на сделку в госбанках. Деньги нужны сейчас Правительство России рассчитывает провести большую приватизацию в 2016 году для пополнения дефицитного бюджета. Так, по оценкам Минфина, продажа госпакетов некоторых компаний может принести до триллиона рублей. Начало масштабной приватизации было положено совсем недавно: в июле правительство выставило на продажу акции крупнейшего российского алмазодобытчика «Алроса». Было реализовано 10,9 процента ценных бумаг, а более половины выставленного на торги пакета выкупили Российский фонд прямых инвестиций и его соинвесторы, в том числе суверенные фонды Ближнего Востока и Азии. По итогам приватизации пакета акций алмазодобытчика федеральный бюджет пополнился на 52,2 миллиарда рублей (более 800 миллионов долларов). Если планы правительства не изменятся, приватизация госпакета «Башнефти» состоится уже через месяц-полтора. По мнению аналитиков, время для этого выбрано вполне подходящее, хотя определяющую роль здесь играют не столько рыночные условия, сколько необходимость пополнить дефицитный бюджет. «Сезонный фактор не имеет значения при совершении столь крупных сделок, — считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. — Если бы приватизация госпакета "Башнефти" была реализована в рамках биржевых торгов, то на результаты размещения влияла бы рыночная конъюнктура». Однако между «Башнефтью» и «Алросой», по его словам, огромная разница. Выручка «Алросы» в первом квартале выросла на 37 процентов, объемы продаж — на 34 процента, чистая прибыль компании по сравнению с аналогичным периодом 2015 года удвоилась, достигнув почти 50 миллиардов рублей. Уровень добычи «Башнефти» также ощутимо вырос за первое полугодие — почти вдвое, но выручка компании по РСБУ за шесть месяцев снизилась на 16,3 процента — даже при условии, что нефть во втором квартале отыграла часть потерь начала года, восстановившиcь до уровня 45-50 долларов за баррель. «Понятно, что такая ситуация вряд ли приведет к высокой результативности приватизации. В этом случае тендер, а не биржевые торги, позволят реализовать госпакет на более выгодных условиях», — объясняет Алексей Антонов. С точки зрения динамики мировых цен на нефть сейчас не самый оптимальный момент для приватизации, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Эксперт напоминает, что большинство глобальных финансовых институтов и инвестбанков прогнозируют подорожание нефти в 2017 году. К примеру, в МВФ не исключают цены 75 долларов за баррель. «Однако деньги правительству нужны сейчас, — говорит Лукашов, — поэтому продажа госпакета "Башнефти" и других государственных активов планируется в нынешнем году». Стоимость госдоли в уставном капитале «Башнефти», принадлежащей Росимуществу, была определена независимым оценщиком в интервале от 297 до 315 миллиардов рублей, что соответствует цене за одну обыкновенную акцию от 3 тысяч 340 рублей до 3 тысяч 537 рублей. Точечное значение рыночной стоимости составляет 306 миллиардов рублей, что соответствует середине представленного интервала. Росимущество и Минэкономразвития уже заявляли, что считают справедливым такой интервал оценки стоимости компании. Два кандидата Второй важный вопрос приватизации госпакета «Башнефти» — каким должен быть покупатель. Аналитики сходятся во мнении, что наиболее подходящий кандидат — крупная, финансово устойчивая профильная компания. «Наиболее приемлемый покупатель — крупная компания с высоким доходом и отсутствием просроченных долгов перед государством (чтобы риск неплатежеспособности был максимально снижен), — говорит адвокат адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко. — В этом случае удастся получить крупную сумму за приватизацию, а у компании-покупателя будет достаточно средств, чтобы успешно развивать "Башнефть" в дальнейшем». С этим, отмечает он, смогут справиться крупные компании, не являющиеся новичками на рынке. Важно, чтобы у компании имелась большая выручка, и средства для приватизации не были полностью заемными. «То есть наиболее приемлемый покупатель должен быть стратегическим инвестором, а это обычно крупнейшие игроки», — поясняет Литвиненко. Сейчас у правительства, по сути, две задачи: первая — заработать на приватизации актива, вторая — найти покупателя, отвечающего интересам отрасли и самого государства. Отсюда и столь высокие требования, представленные в отчете Минэкономразвития, отмечает Алексей Антонов. Покупатель должен предоставить 10 процентов от суммы предварительной оценки в качестве задатка и закрыть сделку до конца года, не привлекая средств от госбанков. «Собственно, на мой взгляд, пояснение министерства относительно того, что кредит не может быть привлечен в госбанке, в данной ситуации можно назвать излишним: учитывая рост требований ЦБ к обязательному резервированию, выдать такой кредит сейчас вряд ли осмелится даже крупнейший коммерческий банк», — говорит эксперт. Таким образом, если учесть, что, согласно требованиям Минэкономразвития, приобретаемый актив должен быть для покупателя профильным, а средства должны быть найдены без привлечения заимствований, варианта на сегодняшний день всего два — «Роснефть» и «Лукойл». Однако, по мнению эксперта, сейчас сложно сказать, останутся ли требования к участникам и условиям сделки без изменений, поскольку приобретение «Роснефтью» «Башнефти» может вызвать вопросы у ФАС, а «Лукойл» в условиях конкуренции может начать сбивать цену на актив. Что касается иностранного кандидата на покупку госпакета, формального запрета на это нет, однако, считают эксперты, при наличии отечественных платежеспособных участников в этом нет необходимости. Статья 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных законом. Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев уже сообщал, что к участию в приватизации «Башнефти» приглашены иностранные инвесторы — они могут участвовать в приватизации напрямую и через РФПИ, напоминает Сергей Литвиненко. Однако эксперт не исключает, что власти при желании смогут ограничить их допуск к приватизации. «Я не думаю, что правительство согласится на передачу всего пакета в руки иностранного инвестора, будь то китайские, саудовские или вьетнамские фонды, — говорит Алексей Антонов. — Сумма сделки действительно внушительная, и сейчас, даже при условии привлекательности актива в долгосрочной перспективе, конъюнктура нефтяного рынка и высокая степень неопределенности цен на топливо в ближайшие два года делают вложения в нефтедобычу рискованными». Аналитик отмечает, что иностранные фонды проявляют повышенный интерес к активу, но покупать его по выгодной для государства цене, без дисконта, с учетом рыночных и геополитических рисков они, по его мнению, вряд ли станут. Аналитик Дмитрий Лукашов и вовсе считает, что продавать актив иностранным покупателям нет никакой необходимости, поскольку имеются платежеспособные отечественные участники. Иностранная компания, отмечает он, будет пользоваться законным правом вывода чистой прибыли в свою страну, что увеличит отток капитала в России.
|